Свет в океане / The Light Between Oceans
Свет в океане/The Light Between Oceans
Год: 2016
Страна: Великобритания, Новая Зеландия, США
Режиссер: Дерек Сиенфрэнс
Сценарий: Дерек Сиенфрэнс, М.Л. Стедман
Продюсеры: Джеффри Клиффорд, Рози Элисон, Том Карновски
Оператор: Адам Аркпоу
В ролях: Майкл Фассбендер, Алисия Викандер, Рэйчел Вайс, Флоренс Клери, Джек Томпсон, Томас Унгер, Джейн Менелос, Гарри МакДональд, Энтони Хэйес, Бенедикт Харди
Мировая премьера: 1 сентября 2016
Премьера в России: 8 сентября 2016
Продолжительность: 130 мин. / 02:10
Рейтинг фильма IMDB 7.40
Краткое описание
Вернувшийся с войны смотритель маяка Том встречает трепетную девушку по имени Изабель. Зародившаяся между ними любовь полностью преображает Изабель и возвращает опустошенному Тому веру в жизнь. Молодожены поселяются на уединенном острове, к берегу которого однажды пристает лодка с новорожденной девочкой. Супруги решают воспитать младенца как родную дочь, не представляя, насколько разрушительными будут последствия этого выбора.
Уж не знаю почему, но немцы отнесли этот фильм к жанру артхаусного кино. И смотрела я его в уютном бременском артхаусном кинотеатре, так называемом Filmkunst Theater. И действительно, Свет в океане - это настоящее киноискусство. И, возможно, немецкие прокатчики правы, и это далеко не мэйнстримовое кино. Этому кино присущи неспешное. размеренное повествование, даже некоторая тягучесть. Потрясающие по красоте виды, звуки природы (крики птиц, шум океана), свет от маяка, закадровая музыка - все это создает нужную атмосферу с самого начала. Зритель погружается в открывающийся перед ним мир - мир смотрителя маяка, который в одиночестве несет свою вахту и дарит людям то, что им так необходимо - свет в кромешной тьме. Вместе с Томом и его женой мы проживаем целую жизнь. Роман Стедман я читала, и могу сказать, что фильм почти дословно воспроизводит книгу. Может быть, опущены некоторые детали. Но в целом - это очень точная экранизация. И потому просмотр фильма вызывает ту же бурю эмоций, что и чтение книги. В этом произведении сочувствуешь всем - и Изабель, и Тому, и Ханне. У каждого из персонажей свой свет в океане, своя надежда - для Тома таким светом стала Изабель, для которой, как и для Ханны, тьму озаряла маленькая Люси. Да, главные герои совершают противоречивый поступок, достойный осуждения. Но все же их можно понять. И последующая моральная дилемма, встающая перед Томом, и практически разводящая его с женой - это и есть основной мотив, основная тема книги и фильма. Актеры великолепно справились со своими ролями. Майклу Фассбендеру удалось передать состояние и ощущения своего персонажа практически не используя слов - в фильме есть множество сцен, где Том просто молчит. А сыграть без слов, да так, чтобы тебе поверили и прониклись твоим персонажем дорогого стоит. То же самое можно сказать и о Рейчел Вайс, которая в кадре большее время молчит. Алисия Викандер, на долю которой пришлось больше всего реплик, играет по сути основного персонажа фильма. И ей также мастерски удалось показать свою героиню - глубоко чувствующую, ошибающуюся, и такую любящую и ранимую. Ее Изабель получались такой живой и настоящей, что как-то находились оправдания ее поступкам. Фильм, как книга, ставить серьезные этические вопросы, вопросы выбора, вопрос того, как следует поступить, если последствия любого твоего решения будут катастрофическими. И, наконец, вопрос о том, можно ли построить счастье на чужом горе?
------
Старомодная драма о вечных принципах
С тобой, я обрел покой (с) Иногда книга кажется при прочтении слишком приземленной и устаревшей, и хочется верить, что в кино ее смогут освежить и сделать более интересной для современного зрителя. Но режиссер и съемочная группа, почти постранично перенесли на экран роман Стедмана, сделав центральный упор на так привычных его картинам драматизме, красоте и музыке, напоминая о том, что в нашей жизни всегда остаются вещи актуальные в любые времена. Вернувшись с войны, Том решает стать смотрителем маяка. По дороге к острову, на котором будет проходить служба, герой знакомится с Изабель, к которой сразу проникается симпатией. Вскоре они решают пожениться. Все попытки завести ребенка заканчиваются для них неудачно. Но однажды к острову прибивается лодка с мертвецом и маленьким свертком, в котором оказывается младенец. Они решают воспитать этого малыша, не сообщая на большую землю о случившемся. Никто и представить не мог, к каким последствиям это приведет всех причастных к событию. Дерек Сиенфрэнс очень унылый режиссер, снимающий длинные, сложно воспринимаемые истории, строящиеся в основном на эмоциях, страсти и решениях, принятых за секунды. 'Свет в океане' идет в разрез с этим, картина благодаря актерам, музыке и операторской работе не теряет привлекательности до самого финала, несмотря на всю предсказуемость и стандартность ситуаций. Роман перешел в сценарий картины довольно-таки подробно, режиссер-сценарист оставил за кадром лишь мешающие основной истории подробности жизни героев, чрезмерные переживания, которых и так хватает, разговорное знакомство Тома и Изабель. Диалоги, как и большинство сцен, в том числе финал романа, остались неприкосновенными. Удачный кастинг позволил кинематографистам не вдаваться в подробности жизни каждого персонажа, ведь их внешний вид и действия говорят лучше любых слов. Майкл Фассбендер изображает предельно закрытого человека и, несмотря на то, что в картине решили почти не касаться его прошлого, актер делает все, чтобы каждый зритель, увидев его, понял, что прошлое его не безоблачное и тайн в его душе хватает. Алисия Викандер предстает на экране своеобразной искоркой, которая и любит всем сердцем и также ненавидит, перенося любое горе, тяжело и полностью отдаваясь ему. Что же можно говорить об операторской работе, если Адам Аркпоу - человек снимавший сериал 'Настоящий детектив' и последнюю, на данный момент, версию шекспировского «Макбета». Вот уж кому точно не надо объяснять, что такое красота, цветовая палитра и как обычные пейзажи превратить в сказку, которые и запоминаются лучше всего по выходу из кинозала. Александра Депла с уверенностью уже можно называть классиком современного кинематографа, к каким проектам он только не прикладывал руки... Здесь же, его работа стала не менее важной, чем и у оператора. Основными же задачами стали разнообразие, индивидуальность и вытягивание утрированно классической постановки для того, чтобы зрители не заскучали, а все-таки досмотрели эту длинную историю до конца. 'Свет в океане' – история, за которую создатели фильма очень хотели получить множество кинонаград, и как минимум номинации они себе уже обеспечили, базируясь только на классических столпах. Фассбендер и Викандер, как противоположности просто прекрасны. Дети актеры правдоподобно справились с поставленными перед ними задачами. Музыка волнует, операторская работа придает проекту сказочной красоты, но все это зритель получает по частям. Да и уж слишком дословно перенес Сиенфрэнс на экран роман Стедман, которому очень не хватало какой-то изюминки, так и не найденной и в киноадаптации.
------
Когда сказано абсолютно всё
Одна из самых загадочных номинаций на кинопремиях – монтаж. Очень многие просто не понимают, почему так выделяют чисто технический процесс, и отчего победа в монтаже так часто сопровождает премии за лучший фильм. На примере «Света в океане» важность монтажа очень легко проиллюстрировать. Вот оно – кино, в котором отличные актёрские работы, великолепные виды и камера, добротная музыка, неплохая фабула и перегиб с монтажом. «Резать, не дожидаясь перитонитов», - должны были вскричать мастера над отснятым материалом, но промолчали. Так получился хронометраж в 2 часа 10 минут. Но еще хуже, что так получился фильм, в котором сказано абсолютно всё: положено, разжевано и проглочено с долгими поглаживаниями по горлу и таблеточкой фермента для пищеварения. Режиссер и монтажеры не оставили зрителю ни одного момента, в котором можно было подумать самому. Такой обстоятельный подход к истории, может быть, и не плох, но лишает фильм какого-либо послевкусия. Многим зрителям решительно не над чем подумать после сеанса, так многое им рассказали и даже прокричали вдогонку – о том, как там у них всё закончилось. В остальном всё славно. Викандер, которая уже начала надоедать, вдруг переиграла Фассбендера. Учитывая довольно блеклый характер главного героя и его вечно грустное лицо, это, допустим, было не очень сложно, но все же показательно. Виды океана, острова и маяка настолько хороши, что начинаешь примеривать на себя – а возможно ли мне там прожить и сколько? Посочувствовать только не получилось. Если бы фильм был длиннее еще на 15 минут, можно было бы подумать, что снимали вообще-то сериал.