Бен-Гур / Ben-Hur
Бен-Гур/Ben-Hur
Год: 2016
Жанр: боевик, драма, приключения
Страна: США
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
Сценарий: Кит Р. Кларк, Джон Ридли, Лью Уоллес
Продюсеры: Марк Барнетт, Шон Дэниэл, Дункан Хендерсон
Оператор: Оливер Вуд
В ролях: Джек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Родриго Санторо, Назанин Бониади, Айелет Зурер, Йохан Филип Асбек, София Блэк-Д'Элиа, Морган Фриман, Марван Кензари, Мойзес Ариас
Мировая премьера: 17 августа 2016
Премьера в России: 8 сентября 2016
Продолжительность: 123 мин. / 02:03
Рейтинг фильма IMDB 5.70
Краткое описание
История Бен-Гура, потомка знатного иудейского рода, который был предан своим лучшим другом-римлянином. Проведя много лет в рабстве на римских галерах, Бен-Гур в итоге получает возможность вернуться на родину и отомстить обидчику.
Как всем доподлинно известно, давным-давно в солнечном и безмятежном Голливуде вышел один продолжительный в своём хронометраже фильм за авторством режиссера Уайлера. Фильм оказался настолько крутым и удивительным, что в первый же день проката стал неоспоримой вехой всея кинематографа, шедевральнейшим шедевром всех времён и народов, в довесок собрав рекордное количество золотых статуй респекта и уважухи. Это был во многом классический для тех времён, но и одновременно с тем, революционный фильм. Тем фильмом был «Бен-Гур». Этот фильм был огромнейшим творческим успехом режиссера Уайлера. А спустя два года родился Тимур Бекмамбетов – другой режиссёр, который долгое время снимал отличные рекламные ролике почившего в небытие банка «Империал», но потом всё испортил. Конечно, в эту тяжелую эпоху второсортных римейков и сортирных комедий с необъятной Мелиссой МакКарти, а так же второсортных сортирных римейков с необъятной Мелиссой МакКарти, очень трудно найти свежую идею, которая не просто обеспечит высокие рейтинги, но и обогатит продюсеров мириадами денег. Выдумывать и продвигать что-то новое сейчас крайне трудно и зачастую невыгодно: народ всё равно пойдёт смотреть «Мстителей», а вот пересказать уже известную, но давнюю историю с новыми актёрами, современными технологиями и спецэффектами, да ещё и в АЙМАКСГИПЕРСУПЕРРЕАЛБОКСТРИДЭ – совсем другое дело, нужно только выбрать историю и заставить Джея Джея Абрамса её переснять. Но, имея на руках мириады всевозможных идей для перезапусков, альтернативно-одаренные боссы студии «Парамаунт» не придумали ничего лучше, как заново пересказать масштабную, долгую и великую, но нынче не особо актуальную историю, руками режиссёра, который, как правило, не особо-то и горазд снимать внятные истории длиной более пары минут. А чтобы новый «Бен-Гур» был окончательно никому неинтересен, в фильм набрали россыпь хороших, но категорически второплановых актёров и Моргана Фримэна, который, к слову, тоже второплановый, пусть и хороший, да и снимается последний десяток лет во всём подряд, отчего уже давно перестал являться как гарантом качества, так и гарантом хороших сборов. Окончательно загубив в зародыше и без того обреченный на провал римейк, боссы студии «Парамаунт» начали масштабную рекламную кампанию фильма, засоряя окрестности тошнотворно пафосными и откровенном идиотскими слоганами, которые больше подошли бы для молодёжных комедий с сиськами или откровений вроде прошлогоднего «Воина»: брат против брата, раб против империи, бойскауты против зомби, евреи против денег, афроамериканцы против KFC и тп. Публика на сей навязчивый пафос внезапно отреагировала не любовью и единорогами, а мегатоннами злости и ветхозаветным гневом, возненавидев фильм задолго до его появления. Появившись в прокате, новый «Бен-Гур» честно подтвердил все опасения, оказавшись фильмом примитивный и штампованным, где балом правят актёры, прозябавшие ранее на ролях второго плана, а потому неспособные ввиду недостатка харизмы, мастерства и опыта, вытянуть образы добросовестно покрошенные сценаристами, которые оставили от внятных мотиваций лишь векторы, а от старой истории – краткий пересказ с красивыми иллюстрациями. За красивые иллюстрации в новом «Бен-Гуре», конечно же, зубодробительный экшон, изрядно улучшающий усвояемость попкорна, но новых горизонтов не открывающий, ибо лошадьми никто не кидается, да и копья при бросках за угол не заворачивают, а при всех технических прогрессах и компьютерных графиках, никак нельзя сказать, что Уайлерский оригинал и Бекмамбетовскую пародию разделяют цельных полстолетия, потому как, где у Уайлера изобретательные съёмки, массовка и масштабность, у Бекмамбетова – графика, сумбур и его оригинальное видение. Вот и получается, что у Уайлера – масштаб и величие, а у товарища Тимура – дешевое рубилово в стиле Форсажей, а потому спасибо, что про семью толкуют не настолько часто. На фоне же происходящего в кадре мракобесия, становится очень жалко хорошего актёра Тоби Кеббелла, который пообещав быть настоящим RocknRolla, регулярно оказывается замешан в съёмках откровенной пурги, будь то «Фантастическая четверка» или новоявленный «Бен-Гур». У парня определённо талант выбирать не просто плохие фильмы, но ещё и провальные плохие фильмы, потому как плохих фильмов много и даже больше, а Кеббелл регулярно оказывается в плохих и никому не нужных фильмах, которые с треском проваливаются в прокате. Сначала «Фантастическая четверка», потом ЭТО – такими темпами и в плохие фильмы Кеббелла звать перестанут. А вот Моргана Фримэна никуда звать не перестанут никогда, потому как образ мудрого старца, который он поставляет на экран уже добрых три десятка лет, категорически выгоден студиям и режиссерам – этим персонажем, словно крестиком от вампиров, удобно отмахиваться от недовольных сообществ афроамериканцев, которые требуют в каждый фильм минимум одного представителя угнетаемой расы, даже если это фильм про фашистов-альбиносов. Да, это известная практика, фильмы с Морганам Фримэном получают одобрение от Американского сообщества оскорблённых афроамериканцев ещё на стадии написания сценария, а потому Морган Фримэн ещё лет тридцать будет спокойно и лениво играть своих мудрых старцев разных эпох. Хотя намного проще было бы, чтобы старик Морган сказал десяток из своих стандартных фраз на фоне зелёного экрана, как это сделал, например, Жан Клод Стоп-Кран, дабы использовать этот шаблон на много лет и фильмов вперёд, лишь подрисовывая необходимое окружение и не дергая старика по пустякам. Но даже несмотря на то, что дедушка Морган уже давно бросил играть серьёзные образы, благодаря своей харизме, он таки является едва ли не единственным, что в фильме удалось, ибо удалось не только лишь всё. Обреченная рефлексия актёров не в состоянии придать фильму нерва, невнятный сценарий не в состоянии рассказать историю, а сравнительно бодрый экшон не в силах привести в восторг смотрящего в виду своей чужеродности. Так уж получилось, что «Бен-Гур» Тимура Бекмамбетова имеет очень мало шансов остаться в истории синематографа, а если и останется, то только примером того, как фильмы делать нельзя. Новый «Бен-Гур» появился не в то время, не с теми актёрами, не с тем режиссёром, а ещё фильм оказался откровенно слабым. Стыдно? Ни капли. Фильм получил по заслугам – низкие рейтинги, тотальное игнорирование в прокате, как результат – неизбежный кассовый провал и ещё более неизбежное забвение. Аминь. И всякий прочий Бен-Гур.
------
Библейская история для поколения хорошо понимающего, что такое графические романы
Первый на финише, последний в могиле (с) По фильмам о славном воине Бен-Гуре можно изучать развитие кинотехнологий. Сначала был короткий метр, затем вышло кино с несколькими режиссерами и без звука, потом классический фильм, который был самым дорогим для своего времени, прилично собрал и отхватил больше десятка премий Оскар. После этого, чего только не пытались придумать, были и телеверсии и попытки поразмышлять, что же произошло с героем после всем известных событий. Но самый заметный проект возглавил знаковый для нашей страны режиссер Тимур Бекмамбетов и сценарист «12 лет рабства» Джон Ридли. Принц Джуда Бен-Гур и его сводный брат Мессала были неразлучны в детстве. Но потом, Месалла решает отправиться в римскую армию, чтобы доказать на что он способен. А Джуда женится и ведет тихую жизнь дома. Встречаются же они через много лет и уже плохо ладят друг с другом. Тимур Бекмамбетов за последнее время мастерски научился продавать зрителям малобюджетное, но всегда эффектное кино. С «Бен-Гуром» же все иначе, классическая религиозная история для американцев, изучаемая ими в школе, шлейф прошлых экранизаций, немалый бюджет и ответственность. Главное, что было во власти мастера - масштаб, экшн все это действие снято на очень достойном уровне, хоть и с двумя действительно мультяшными сценами. Сценарий, как бы его не переписывали, остался все так же, как и раньше, далек от романа Лью Уоллеса. Сценаристы много всего насобирали из предыдущих картин, разбавили все удачными сценами, с помощью которых кинематографисты с легкостью разъясняют отношения между героями. Само введение в сюжет длится значительно дольше обычного, чтобы публика смогла проникнуться к героям и сопереживала им. Персонажи заметно помолодели, а то уж совсем было грустно, когда здоровые лбы изображали на экране (примерно, как в операх), юных мальцов мстящих друг другу. А вот последние десять минут фильма кажутся совершенно лишними, как и небольшие расхождения с классической историей и закончить фильм, возможно, надо было бы эффектной сценой с колесницами. Джек Хьюстон отлично держит на себе кадр, да и его герою действительно веришь, что не так часто встречается в подобных история. Тоби Кэббел нашел, где-то второе дыхание, картин с ним становится все больше. И зная, что актер он отличный, это не может не радовать. Родриго Санторо, как и Моргану Фриману роли существенно расширили, правда, первому буквально на одну сцену. Оператор Оливер Вуд, снимавший до этого всю франшизу о Джейсоне Борне, создал по-настоящему впечатляющий мир прошлого. Зрителям, как минимум запомнятся: невероятная по накалу сцена на колесницах и по-хардкоровски бодрый эпизод на галерах. Марко Белтрами написал множество саундтреков для различных блокбастеров, здесь же он выступает своеобразным соединителем душ. Практически в каждой сцене есть музыка, которая придает фильму душевности и эмоционального накала. «Бен-Гур» - стандартный блокбастер, которому идут в плюс все экшн сцены, масштаб и удачные операторские решения, а мешают стандартные для жанра проблемы, шероховатости и ляпы. Смотреть кино интересно, даже если знать историю, создатели придумали много всего, чтобы развлечь публику и до финальных титров, которые, к слову, тоже очень крутые, публика постоянно находится в некотором напряжении, т. к. не все так очевидно и логично, как кажется на первый взгляд. 6,
------
«Бен-Гур» - аттракцион неслыханной наглости!
Какой… нет, не смелостью. Какой наглостью надо обладать, чтобы взяться за пересъемку фильма, собравшего 11 Оскаров? Не просто оскароносного кино, а кино, признанного великим и критиками и народом! Какой козырь должен иметь режиссер в рукаве, чтобы взяться за пересказ истории «Бен-Гура»? Неужели только наличие компьютеров, умеющих «делать графику»? Бекмамбетов имел следующее: десантура шестого флота североримских штатов одаряет западными ценностями земли Ближнего Востока. Земли плачут и не ценят своего счастья. Местный водитель колесницы сначала любит всех, а когда его все подводят, объединяется с растаманом с метровыми дредами, чтобы принять участие в престижных дрифт-гонках. А на заднем фоне по улицам Иерусалима бегает плотник и притворяется Христом. Ну, серьезно! Мы же всё знали заранее! Ведь это (дальше поставленным голосом) – фильм от создателя дебильного «Особо опасен» и трэшевого «Президента Линкольна: охотника на вампиров». Мы видели низкий рейтинг на Кинопоиске, видели провал в прокате: 53 миллиона долларов дохода при бюджете в сто миллионов… И всё равно пошли. Первых десяти минут мне хватило, чтобы понять: этот фильм собрал всё, что я не люблю в кино. Мне трудно анализировать картину, как кинематографическое полотно. Потому что, вопреки претензии прокатчиков – это не полотно. Ни разу. Как только я услышал закадровый голос Моргана Фримана, который нам принялся всё объяснять – сразу понял, что у сценария проблемы. Зачем раскрывать фабулу через действие – всё может рассказать старина Фриман. Периодическими всплывающими идиотскими диалогами сценаристы лишь «держали марку». Историческая клюква зашкаливала! То, что можно простить фильмам 50-х годов я не могу простить «блокбастеру 2016 года». Эти странные «разгрузки» поверх лат легионеров. Эти обтягивающие штанцы и рубашка, подол которой не прикрывает даже мотню – на иудее первого века! И эти дреды на голове пустынного шейха. Ну, зачем?! Богатый шейх наверное мог себе позволить регулярно мыть голову, чтобы у него не образовывались колтуны. И, кстати, почему, блин, негр с дредами представляя не Эфиопию, а Кувейт. Кувейт, который появится в XVII веке… К слову. Режиссер с оператором периодически удивляли. Ровный блокбастерный видеоряд нет-нет да прервет какой-нибудь артхаусный кадр вроде лошадиной морды во весь огромный экран. Как пенопластом по стеклу, если честно. Актеры же напротив – совершенно не удивляли. Ровная, в меру качественная игра. Никто не потряс. Ни экспрессии, ни харизмы. Мне даже не хочется выписывать их имена и как-то отдельно охарактеризовывать. А Морган Фриман только оттенял это своим присутствием в кадре. Я не верил антуражу, не верил актерам. В итоге я не поверил сюжету. Гениальность «Бен-Гура» (я о книге) заключается в том, что великую историю Евангелия рассказали, сместив акцент на проблемы обычного иерусалимского еврея. А жизнь Иисуса Христа идет как бы на границе поля зрения, загадочным фоном. И это завораживает. Но не в экранизации 2016 года. Плотник Христос появляется в кадре трижды (не считая финала). И магии нет. Бекмамбетов лишний раз доказал, что он может сделать товарный видеоряд, но не способен создать магию в кадре. В итоге главный смысл «Бен-Гура» похерен. Не могу обойти молчанием одно хорошее место в фильме. Это сцена морского боя – «Взгляд из трюма». На мой взгляд, в историческом кинематографе это нечто новое. Снято интересно, отлично от экранизации 1959 года, хотя, зачастую версия 2016 года чуть ли не копирует оригинал. Более, того, Бекмамбетову тут даже изменило его презрение к законам физики и логики – его (презрения) совсем мало. Зато кульминационная сцена гонок на колесницах – это какая-то дикая помесь «Астерикса и Обеликса на Олимпийских играх» с первыми «Звездными войнами» (ну, Джа Джа Бинкс и 100500 разбитых машинок). Здесь перед нами классический Бекмамбетов, у которого пули летают по кругу. Концовка фильма достаточно сильна. Как она сильна и в экранизации 1959 года, и книга. Заслуга режиссера здесь лишь в том, что он умудрился ее не слить. В итоге… Да, я понимаю, что Бекмамбетов смог актуализировать «Бен-Гура». Его Рим – это прямые ассоциации с современными США и их политикой на Востоке. Сцена со стрелком-террористом как будто скопирована с современного боевика про американский спецназ в какой-нибудь афганской деревне. Однако, если в начале фильма эти параллели заметны хорошо, то с середины они просто исчезают, уступая место истории Бен-Гура, непрерывному калейдоскопу спецэффектов и немножечко – евангелисткой тематике. Эффект пропадает. И я вновь и вновь задаюсь вопросом: откуда у Голливуда эта навязчивая страсть переснимать итак хорошие старые фильмы? Откуда это мазохистское желание вновь и вновь выглядеть неумехами и неудачниками? И собирать бабло с проката только благодаря созданному ажиотажу. ПЫСЫ. Дождусь выхода видео «Бен-Гур» в хорошем качестве, вырежу из него кусок «как раб на галерах», назову «Bekmambetoff. The best». И на этом, пожалуй, ограничу свое знакомство с этим режиссером… Ну, может быть, «Дозоры» еще изредка.