Любовь и дружба / Love & Friendship

Любовь и дружба

Любовь и дружба/Love & Friendship

Год: 2016

Жанр: драма, мелодрама, комедия

Страна: Ирландия, Нидерланды, Франция, США, Великобритания

Режиссер: Уит Стиллман

Сценарий: Уит Стиллман, Джейн Остин

Продюсеры: Лоранн Бурашо, Кэти Холли, Уит Стиллман

Оператор: Рихард Ван Оостерхоут

В ролях: Кейт Бекинсейл, Хлоя Севиньи, Завьер Сэмюэл, Морфидд Кларк, Эмма Гринвелл, Джастин Эдвардс, Джеймс Флит, Дженн Мюррэй, Стивен Фрай, Том Беннетт

Мировая премьера: 23 января 2016

Премьера в России: 18 августа 2016

Продолжительность: 92 мин. / 01:32

Рейтинг фильма IMDB IMDB 7.10 7.10

Краткое описание

Прекрасная молодая вдова леди Сьюзан приезжает в имение семьи покойного мужа переждать, пока в высшем обществе перестанут судачить о ее похождениях, и придумать, как поправить свое финансовое положение. Не теряя времени даром, она решает подыскать богатого мужа себе и своей юной дочери. В ход идут не только красота и обаяние, но и острый насмешливый ум и невероятный талант плести интриги.

Люби и улыбайся

Низкий рейтинг «Любви и дружбы» на «КиноПоиске» - большая загадка. Особенно на фоне беспрецедентно восторженной американской критики (99% положительных рецензий). Объяснение только одно – некачественный перевод, доступный в сети. В дубляже (и, подозреваю, с кинотеатральными субтитрами) новая картина культового Уита Стиллмана – это улыбка/смех/усмешка/радость нон-стоп. Джейн Остин, пожалуй, еще никогда не была столь актуальной и одновременно искрометно смешной на большом экране. Даже сложно сказать, чего в фильме больше – Остин или Стиллмана. Это как Уэс Андерсон, отдающий в финале «Отеля «Гранд Будапешт» почести Стефану Цвейгу или ранний Вуди Аллен, снимавший пародию на Толстого. «Любовь и дружба» - это не костюмная мелодрама и не нафталиновая классика, а комедийное разговорное кино про отношения женщин и мужчин здесь и сейчас – с убойной дозой иронии и сарказма. Провинциальные девушки, приезжающие покорять Москву, должны смотреть этот фильм в обязательном порядке. Впрочем, им как раз кино и может показаться скучным, на 5 или 6, если продолжать мыслить оценками «КиноПоиска». Хотя «Любовь и дружба» все же для более-менее продвинутого зрителя, которого не смутит, что «много букв», «мало экшена», «слишком длинно». Фильм – повод взглянуть на окружающих тебя людей с другой стороны, заглянуть и в свою душу, подумать над природой отношений: муж и жена, мать и дочь, жена и любовница и т.д. Впрочем, это скучное, нравоучительное описание, тогда как Уит Стиллман как раз своим не тривиальным фильмом призывает не мыслить штампами, не блуждать в навязанных (обществом, церковью, семьей) стереотипах и обязанностях, не делающих никого счастливее. Можно было бы попенять «Любви и дружбе» за излишнюю театральность, но аскетичный киноязык в фильме все же украшают яркие придумки: начальное «фото»-представление героев, игра с текстом на экране, отсылки к живописи, периодически переходящая в «ручной» режим (под «инди» 90-х) камера, причем это подано, как и все в картине, с нескрываемой иронией. То есть форма в полной мере совпадает с содержанием. Словом, американских критиков понять можно, наших киноманов – сложнее. Но забавно, что на данный момент рейтинг «Любви и дружбы» ниже, чем, например, у комедий «Свадебный угар» и «Зачетный препод 2». Зачетный угар – вот это по-нашему.
------
Очаровательный гроссмейстер шахмат, покера и дурака

Этот фильм вполне можно назвать медленным, затянутым и даже занудным. Но, несмотря на это, он, как острое лезвие бритвы — режет легко и незаметно, вызывая шок восприятия. Мы так привыкли к неостанавливающемуся экшну, к обилию звука и цвета! В жажде получше продаться в нас, зрителей впихивают все эти тридэ, долбисраунды, аймаксы, добавочные кадры в секунде. И в итоге мы испытываем острую боль в мозгу от простого тихого витиеватого рассказа истории. Так может остановиться сердце, если посреди хардкорного концерта внезапно возникнет полная тишина. «Любовь и дружба» — совершенно обычная экранизация классического произведения. Настолько обычная, что выглядит дико на фоне всех этих обрушившихся на нас «переосмыслений». Лет 20 назад это была бы стандартная постановка, сегодня — это практически кич. Добротная качественная экранизация викторианского романа — это всё, что можно сказать о фильме. Как мало картин могут сегодня похвастаться такой характеристикой! Классические декорации усадеб и ухоженных пейзажей, классическая игра актеров, классика в качестве саундтрека, классический сюжет, состоящий из завораживающей вязи диалогов… И даже ни одной драки, господа и дамы! «Любовь и дружба» — экранизация романа «Леди Сьюзан», написанного Джейн Остин. Той самой, да. Роман был написан на заре ее творчества, но издали его лишь после смерти писательницы. Название фильма — это название одного раннего рассказа Остин. Его даже в титры взяли с ошибкой, с какой оно было написано. Очень милая деталь для ценителей творчества писательницы. Но само по себе название мне кажется неудачным — оно никак не отражает содержание фильма. А в «Любви и дружбе» (наконец-то!) именно содержанию отведена главная роль. Да, перед вами, друзья, кино про сюжет! Я не верил своим глазам, до самых финальных титров ждал какого-то выверта — но режиссер, сценарист и продюсер Уит Стиллман выдержал классический стиль до конца. А сюжет прост: 35-летняя вдова леди Сьюзан вовсю использует окружающих людей, дабы пристроить себя и свою дочь. Постановка фильма вышла на редкость тонкой. При обилии диалогов огромную роль для понимания играют взгляды, вздохи. Молчание. Уловить всё сразу нелегко. Я посмотрел фильм дважды, и второй просмотр оказался интереснее первого. Столько всего нового открылось! Наверное, это и есть главный признак хорошего кино: когда второй просмотр интереснее первого. Если честно, я не очень люблю весь этот викторианский снобизм, но в «Любви и дружбе» он был представлен в несколько новом ключе. Весь этот блистательный британский век, весь этот апогей ледеджентльменства, лоск и изыск — всего лишь шахматы вперемежку с покером. Каждый шаг, каждый жест, каждое слово — игра. Все строят стратегические планы и все врут. А гроссмейстером в этой всеобщей игре является леди Сьюзан. Она охмуряет всех вокруг, она рассыпает ложь на ходу, выворачиваясь из самых щекотливых ситуаций. Но у меня нет нелюбви к этой женщине. Она живет в мире, где вовсю царит торг. Позвольте приспуститься с возвышенного покера до пролетарского «дурака»: Сьюзан вступила в бой с одной лишь «швалью» в руке, имея в козырях только обаяние и разум. И она выиграла его! Казалось, периодически она отступала и упихивала в ладонь непринятый «отбой». Но в итоге видишь, что каждый её шаг был по-шахматному стратегическим. Любое движение имело смысл не на один ход вперед. Некоторые леди, наивно претендовавшие на титул мастера интриг, пытались разгадать смысл партии Сьюзан. Но их теории были наивны. Не исключаю тот факт, что мое теплое отношение к интриганке вызвано тем, что леди Сьюзан смогла обаять и меня. Кейт Бекинсейл сыграла восхитительно! Непривычно было видеть в корсете актрису, которую прославили «боевые» роли в «Другом мире» и «Ван Хельсинге». Но никогда ранее она не была столь прекрасна на экране, даже в обтягивающих кожаных штанах. Я искренне рад за Кейт, за то, что судьба дала ей возможность поработать актрисой по-настоящему. Ее леди Сьюзан вышла великолепной! Интриганка сорвала банк. При этом, ей даже не пришлось никому ставить мат и класть вражеского короля на тартан шахматного поля. Удивительно, но в результате грязных интриг практически все стали счастливы: все мужчины, оказавшиеся в зоне ее «активности», родная дочь, а также вся многочисленная родня семей Вернон и де Курси. Что же выходит, господа создатели: Сьюзан — положительный герой? И вы тихим сапом подготовили нас к мысли: коварство — путь к всеобщему счастью? Однако!
------
Безопасные связи

Не могу сказать, что я большая поклонница Джейн Остин («Гордость и предубеждение» с Колином Фертом не в счет, это общее место), но порой рассчитываешь приятно провести вечер в компании изысканного общества, глядя на то, как дамы в шикарных туалетах с безупречным английским начала 19 века устраивают свою личную жизнь. А это, надо сказать, крайне хлопотное и непростое занятие. Леди Сюзан Вернон (очаровательная Кейт Бекинсейл), после смерти мужа оставшись без средств, но с юной дочерью Фредерикой (Морфидд Кларк), пытается совместить полезное с приятным - одновременно реализовать себя на ниве интриганства, без которого она, судя по всему, жить не может, и выгодно пристроить замуж дочь или себя, а лучше обеих сразу. Надо сказать, что поскольку лжет она виртуозно… в смысле, будучи леди, правильнее выразиться «умеет безупречно поддержать беседу», то очень скоро ее усилия увенчиваются успехом и все бы ничего, но бунтарка-дочь, а потом и вмешательство посторонних сил чуть не сводят на нет все достижения. Приходится подключать план Б. Фильм, как и все романы Остин, развивается степенно и неспешно, от экрана веет соответствующей belle epoque, шуршание ослепительных шелков и скрип половиц сродни звукам природы или музыки, поэтому смотреть на колоритных и красивых дам, участвующих в этой «ярмарке тщеславия» одно удовольствие. Однако этим «смотреть» все и ограничивается, потому что интрига фильма достаточно тусклая, банальная и легко предсказуемая с середины повествования, и даже там, где ждёшь какого-нибудь остроумного подвоха, оказывается, что оный тут и не предполагался, а финал заставляет недоуменно пожать плечами. Вторым большим минусом фильма является определенная «гендерная скособоченность», при которой все дамы либо умны, хитры и красивы либо же являются жертвами мужской тирании и неверности, а все джентльмены либо клинические идиоты (в буквальном смысле!) либо наивны и бесхитростны до такой степени, что кажется, вчера родились и выросли в монастыре, и ничего не могут противопоставить коварству такой изощрённой особы как леди Сьюзен. К проблемам мужской части персонажей фильма прибавляется еще и крайне неудачный каст – актеры умудряются быть удивительно безликими и однообразными. Порой даже приходится напрягаться, чтобы отличить «поклонников» леди Сьюзен одного от другого, удивляясь, как она сама в них не путается. Стивен Фрай, появляющийся на экране ровно на полторы минуты, не в состоянии компенсировать потери на мужском фронте. В результате эту картину можно рассматривать как ничем непримечательное, достаточно постное блюдо, которому очень хочется добавить ну хоть каких-нибудь приправ, чтобы, наконец, почувствовать основной ингредиент – вкус хорошей интриги.
Нет изображений.