Высотка / High-Rise

Высотка

Высотка/High-Rise

Год: 2015

Жанр: драма

Страна: Великобритания

Режиссер: Бен Уитли

Сценарий: Эми Джамп, Дж. Г. Баллард

Продюсеры: Джереми Томас, Анна Хиггс, Алейни Кент

Оператор: Лори Роуз

В ролях: Том Хиддлстон, Джереми Айронс, Сиенна Миллер, Люк Эванс, Элизабет Мосс, Джеймс Пьюрфой, Кили Хоуз, Рентон Скиннер, Сиенна Гиллори, Энцо Чиленти

Мировая премьера: 13 сентября 2015

Премьера в России: 14 апреля 2016

Продолжительность: 119 мин. / 01:59

Рейтинг фильма IMDB IMDB 6.50 6.50

Краткое описание

Элитная высотка - идеальная модель мира будущего. Здесь есть все для комфортной и роскошной жизни. Но зависть, соперничество, жажда острых ощущений постепенно разжигают открытую вражду между жителями высотки, заставляя забыть о законах морали даже лучших из них.

Добро пожаловать в мир будущего.

Секс, наркотики и Хиддлстон

Фильм «Высотка» - это модель общества в закрытом пространстве. Своеобразный аналог экспериментов на крысах, где тех запускали в огромный лабиринт и создавали для них утопию, медленно скатывающуюся в ад с каждым новым днем. Данная рецензия не несет в себе тяжелых спойлеров, но может прираскрыть некоторые сюжетные повороты. Это я так, предупреждаю. Признаюсь, что книгу я не читал, да и не слышал о ней ровно до выхода фильма, так что фильм оценивал как самостоятельное творение, а не как экранизацию. Может, это действительно косяки самой ленты, а может так было и в оригинале, но вся история здесь усыпана туманностями и сомнительными фрагментами, после которых появляются большие вопросы к логике фильма. Для начала – идея. Фильм несет в себе идею деградации общества из-за разных социальных слоев и замкнутого, в виде высотки, пространства. Всё бы хорошо, но общество, деградацию которого так настойчиво пытаются нам показать, деградировано уже в самом начале. В конце фильма все пьют, спят друг с другом и употребляют наркотики, но и в начале фильма все делают то же самое. Здесь нет никакой деградации, никакого падения морали; моральные принципы жителей высотки изначально были на нуле, поэтому всё, что случилось – это очевидная череда событий и никак не то падение нравов, которое фильм пытается протянуть. В контексте экспериментах на крысах это равносильно тому, чтобы изначально взять бешеных крыс: разумеется, они не сохранят построенную утопию, вопрос лишь в том, как быстро они её разрушат. Во-вторых – слишком резкий переход от хорошего к плохому. Что в экспериментах на крысах, что в психологии, антиутопия приходит постепенно. Интересы разных социальных слоев сталкиваются, и напряжение постепенно нагнетается. В «Высотке» же изначально все идет более-менее хорошо (не считая уже упомянутой нулевой морали), а затем за какие-то пять минут всё меняется с «более-менее хорошо» на «капитально плохо». Интересы социальных слоев сталкиваются слишком уж радикально, и вместо нарастающего напряжения (как это должно быть в психологических драмах) зритель получает вялую междоусобицу, а затем ба-бах – и уже лопнувший пузырь терпения. В-третьих – какое-то нелогичное действие героев в некоторых сценах. Не исключено, что я просто пропустил нужный фрагмент или объяснение, так что можете поправить меня в комментариях, но герои порой ведут себя максимально нелогично, игнорируя не только мораль и этику, но и инстинкты самосохранения. «Ой, меня избил и изнасиловал мужик, которого я не люблю! Сделаю ему завтрак на следующее утро». «О Господи, этот человек вооружен пистолетом и хочет меня убить! Пойду-ка ему навстречу, угрожая и размахивая палкой». «Я богатый холостой главный герой, только переехал в высотку, даже вещи не распаковал, и здесь происходит угрожающая моей жизни беззаконница? Не буду уезжать, нет, останусь и посмотрю, что дальше будет». Может, это действительно косяки фильма, и в книге всё это красиво и подробно расписано, но самому фильму это ценности не прибавляет. Глупая и жутко нереалистичная, «Высотка» не представляет из себя ничего, кроме интересной идеи, которую, увы, так и не смогли достойно реализовать.
------
Неидеальная модель

Таких небоскребов создатель планировал целых пять. Грандиозный, поражающий воображение проект. Ничего подобного индустриальный город еще не знал. В роскошных высотках и жизнь будет такой же - роскошной. Так хотел он, архитектор Ройял. Человек с говорящей «королевской» фамилией иронично открещивался от звания властителя умов жителей единственной достроенной высотки, но в глубине души, безусловно, видел себя эдаким английским царем Мидасом. Только вот руки господина Ройяла не создавали золото – они несли людям несчастье, тем более страшное, что все до последнего верили в иллюзию успешного сосуществования элиты с чернью. Каких-то несколько этажей отделяло первых от вторых, но между этими перекрытиями зияла гигантская пропасть – ментальная, эмоциональная, творческая. В сущности, все обитатели уникального небоскреба схожи были лишь в стремлении отдыхать и праздновать, но подобно пассажирам первого и третьего класса «Титаника», получалось это у них очень по-разному. Роман знаменитого британского писателя Джеймса Балларда можно было перенести на экран только так, как это сделал Бен Уитли – максимально близко к тексту. Автор вложил в каждую страницу своего произведения собственный взгляд на то, способны ли объединенные безжизненными каменными стенами люди построить модель идеального общества в миниатюре, или обречены погрязнуть в своих страстях и нуждах? Все два часа фильма на экране под серым лондонским небом витает призрак плохо скрытой агрессии. «Верхам» удалось крепко поймать удачу за хвост, все их мысли сосредоточены лишь на том, в кого нарядиться на следующем бал-маскараде, который организуют радушные хозяева небоскреба. «Низы» же страдают от регулярных перебоев с электричеством, копят злобу и ненависть, а также пытаются найти себя в воспитании детей – маленьких жильцов, которые отсутствуют как класс на верхних этажах. Поражает то, что различные слои общества подобны разным ступеням эволюции человека, но эта странность не идет по значимости ни в какое сравнение с происшествием, равняющим всех одной гребенкой полного морального распада. Уитли прилежен в красочной прорисовке людских грехов, главным из которых является похоть. Обезумевший от влечения человек и так обычно подобен оголодавшему зверю, но в «Высотке» достигнута, без преувеличения, полная инволюция. Показательно в этом плане, что типаж бунтаря, доставшийся Люку Эвансу, носит фамилию Уайлдер, т.е. «дикий». Человек, молящийся на висящее в его спальне фото Че Гевары, воплощает в своем необузданном лице дух первородного богоборчества. В роли «Всевышнего» выступает, само собой, всевластный архитектор Ройял, а вся его свита из чванливых богачей – своеобразные ангелы-отступники, избравшие страсти и порок вместо смирения и чистой веры. Проблема, однако, в том, что из Эванса не получился английский аналог товарища Че. Неудавшийся режиссер-документалист немногим лучше тех лощенных выродков, прогоняющих детей из бассейна, чтобы богачи в очередной раз «поразлагались». Уайлдер, что так рьяно берется изобличать сильных небоскреба сего, между тем, предельно далек от пропаганды семейных ценностей. Он бросает глубоко беременную жену, крутит шашни с местной «нежадной» красоткой и предстает в конечном итоге банальным обделенным, готовым впиться в глотку обидчикам не ради благой идеи, а ради удовлетворения тех же самых потребностей, что есть у власть имущих. Самое любопытное, что главный герой этой драмы культурологического одичания предстает по-пушкински «лишним человеком». Персонаж Тома Хиддлстона – патологоанатом Лэнг – явился воплощением всем полезного, но, вместе с тем, и всем ненужного субъекта, чьей главной бедой стал номер этажа. Доктор оказался на самом стыке двух миров, что определило ему место в разворачивающемся классовом конфликте. Огорчает то обстоятельство, что в побуквенном следовании Балларду Бен Уитни практически не дал возможности актерам явить свой класс. При всех заметных попытках Хиддлстона утвердить своего героя харизматической единицей, на деле приходится наблюдать человека, весь фильм слоняющегося с двумя выражениями лица: сдержанно-радостным в духе: «о, они что, это все серьезно?» или же взволнованно-растерянным вроде: «господи, куда же я переселился вообще?» Пару раз за фильм ухоженный интеллигент блеснул знаменитой улыбкой Локи, но раскрыть интересный образ при таких режиссерских параметрах ему не удалось. Как ни крути, а простой, если не сказать примитивный, по набору качеств Уайлдер от Люка Эванса больше подошел к обстановке всеобщей деградации. «Высотке» удалось главное – выделиться среди антиутопических лент своей сочной постмодернистской стилистикой. Бена Уитли немало покачало по штормящим волнам собственноручно созданного хаоса, основным цветом которого стал кроваво-красный. С момента первого крупного столкновения двух сословий фильм становится очень нелегко смотреть. Режиссер исключительно щедр на отвешивание тумаков своим героям и богат на различные каверзы, отчасти даже курьезные для столь респектабельного обиталища. Идейно картина сохранила все богатство, доставшееся ей от Джеймса Балларда, но чего-то развивающе-кинематографического оказалось маловато. Безусловно, для актеров, слишком крепко ассоциирующихся с комиксными и фэнтезийными героями, само участие в интересном проекте стало небольшим прорывом. Однако грандиозных лавров «Высотке» пророчить не стоит. Это неглупое, оригинальное кино, которому судьбою выпало вести нелегкую борьбу с собственной специфичностью.
------
Что-то пошло не так, всё пошло не так.

Дикая, провокационная и местами неадекватная картина - сборник и разоблачение быдла в человеке. «Высотка» - необычное и не проходное кино. Каким бы отношение зрителя к увиденному не сложилось, оно будет, оно останется. Кому принадлежит изначальная идея придумать такую дикошарую историю. Писатель Джеймс Баллард написал книгу в 1975 году, а реализовал написанное на большом экране британский режиссёр Бен Уитли в 2015. Это нереальное будущее, с атрибутикой прошлого. Когда происходят события, и кто в тот момент сидит в президентском кресле история умалчивает. Ясно одно, что фильму можно присвоить статус антиутопии для психологически подкованных людей, так как действия, мягко говоря, шокируют и подвисают над головой, капая на мозг с каждой минутой. Сохранённый ритм и стиль 70-х наложен на совершенно нездоровую атмосферу, смело так выставленную напоказ для внутреннего анализа и рефлексии. Итак, высокое здание будущего из толстенных серых плит, диковинка строительства и новое пристанище элиты современного общества. Чем выше этаж, тем толще кошелёк, тем алчнее запросы. Обитатели лакшери-здания не знают проблем обыденности. Единственная их задача – это ежедневная травля своего организма алко-вечеринками и сексом. Высотка, организм, в котором циркулирует весь жизненный цикл таких бойцов с укладом прошлого – собственный супермаркет на 15-ом этаже, фитнесс клуб и бассейн, любой нужный сервис без выхода наружу. Зрителю даётся минимум фактической информации, всё необходимое черпается уже по ходу исследования поведения героев: кто они, зачем здесь, и в чём их гнилая душонка. В центр внимания помещают молодого тихоню доктора Лэнга, как светлое пятно в разрастающийся хаос мощного здания. Он тестер, на котором можно опробовать стойкость и выдержку человеческих убеждений, понаблюдать за происходящими метаморфозами и ужаснуться, насколько прямолинейно вывалена людская дикость. Сама постановка интригует ровно так же, как и отталкивает. Остаются смешанные чувства от того, как можно морально расстрелять зрителя с экрана и ещё поиронизировать над этим. Все актёры и их герои – мастера своего дела. Сказать, что сыграно гениально, ничего не сказать. Отвлекаясь на одного персонажа, в игру вступает другой, а нарастающий ритм фильма не даёт опомниться, не смотря на специально вставленные затишья и гнусные диалоги. Неудовлетворённый папаша (Люк Эванс), сжигающий минуты своей жизни на поприще развлекалочки местной колоритной красотки (Сиенны Миллер), звезданутая актриса или сам Господь проекта, архитектор здания (Джереми Айронс). Весь показанный сброд «сливок общества» разлагается по частям и переплетается друг с другом, создавая общество дегенератов на фоне личностного помешательства и столкновения своих многоэтажных «эго». Как творение кинематографа, «Высотка» Бена Уитли отточена до блеска: музыка, стиль, детали, планы, чувствуется даже запах….Но не сильно ли откровенно было предложено понаблюдать за такой историей? Сильно и утрированно… Фильм – сплошной концентрат ужаса. Однако, это драма, предрасположенная к её осознанию и включению быстрого переваривания такого фантастического «продукта». Вроде бы лжереальность с непонятной отсылкой и к будущему и к прошлому, а постукивает по нервам как сигнал к современному бедствию. Лень, статус, деньги – вселенские бойцы с добром экранизировались сотни раз, как отечественным кино, так и зарубежным, вытаскивали очевидности наружу и давали понять как не надо делать, находясь в балансе с собой. «Высотка» же не даёт уроков, не бьёт указкой по затылку, она просто есть, просто демонстрирует зверинец.
Нет изображений.