Хичкок/Трюффо / Hitchcock/Truffaut
Хичкок/Трюффо/Hitchcock/Truffaut
Год: 2015
Жанр: документальный
Режиссер: Кент Джонс
Сценарий: Кент Джонс, Серж Тубиана
Продюсеры: Чарльз С. Коэн, Оливье Милле, Дэниэл Баттсек
Оператор: Ник Бентген, Дэниэл Коуэн, Эрик Готье
В ролях: Матьё Амальрик, Уэс Андерсон, Оливье Ассайас, Питер Богданович, Арно Деплешен, Дэвид Финчер, Джеймс Грэй, Киёси Куросава, Ричард Линклейтер, Пол Шредер
Мировая премьера: 19 мая 2015
Премьера в России: 31 марта 2016
Продолжительность: 79 мин. / 01:19
Рейтинг фильма IMDB 7.40
Краткое описание
В 1962 году состоялась встреча, определившая судьбу кинематографа. Молодой критик и режиссер французской новой волны Франсуа Трюффо взял серию интервью у своего кумира Альфреда Хичкока. Трюффо был одержим идеей доказать, что Хичкок, многими считавшийся ремесленником, штампующим фильмы «низкого жанра», на самом деле - один из величайших творцов и новаторов, чье филигранное искусство навсегда изменит культуру. По следам Трюффо в запутанный мир мастера саспенса и гениальных киноприемов пускаются современные режиссеры Уэс Андерсон, Мартин Скорсезе, Ричард Линклейтер и другие. Объединенные страстью к работам Хичкока, они пытаются найти ответ на вопрос: в чем секрет его гениальных фильмов, способных ввести в оцепенение любого зрителя?
Интересно, почему сейчас классическое кино считается чем-то элитарным? Почему на сеансы таких фильмов приходят люди из 'интеллектуальной' тусовки, а организаторы показа благодарят пришедших за то, что те знают, кто такой Хичкок? Это так- вопросы возникшие перед просмотром. Фильм 'Хичкок/Трюффо' в первую очередь отсылает нас к одноименной книге, которая была составлена из 8-мидневного интервью мсье Альфреда Хичкока взятое молодым, начинающим тогда режиссером, Франсуа Трюффо, в ходе которого они методично обсудили каждый фильм гения саспенса, а также его жизнь, принципы работы, взгляды на кинематограф и многое другое. Книга потрясающая, честно сказать, к которой очень хочется возвращаться, в которой так много близкого и умного. Ты словно сидишь с ними и слушаешь их разговор, беседу двух гениальных, одержимых своих ремеслом людей, которые рассуждают со страстью и чувством юмора о том, что им важно. Фильм же затрагивает книгу лишь по касательной, так как видеозаписей нет, мы довольствуемся отрывками аудиозаписей интервью, а также же мизерными отрывками общеизвестных фильмов, и куда же без этого, фактами биографий обоих режиссеров, которые и так все знают. А еще, как же я забыла, отрывками бесед с современными режиссерами, которые как заявлено было должны отдать честь работам Хичкока, показав насколько сильно он на них повлиял. В итоге, как уже где-то было замечено, говорят, в основном, о себе, или поют дифирамбы, не особо наполненные смыслом. Конечно, рассуждают и об основных моментах фильмов, например о постановке камеры в 'Психо', о фильме-сновидении 'Головокружение'. Но этого мало, все это мы уже знаем- копайте глубже, но нет, то ли хронометраж, то ли что-то еще не дают. В итоге не взяли ни основного и главного в книге- глубины и наполненности, не показали на примерах подробно реформаторство Хичкока, насколько его методы работы отразились на современном кино, а ведь отсылок к Хичкоку, построение кадра по Хичкоку сейчас встречаются повсеместно. Ощущение, что авторы не определились со зрителем, люди более-менее знакомые с творчеством режиссера не увидят ничего нового, люди, которые вообще ничего не знают, на фильм не пойдут, люди только слышавшие, кто такой Хичкок наверное в самой лучшей ситуации, хотя чувство, что примерно такой же объем информации дает статья в Википедии не покидает все равно. Не хватало и новаторства в построении фильма, думаю, что Хичкок заслуживает чего-то большего, чем просто документальных фильм, можно было работать с формой, с интересными переходами и интересными сравнениями, но нет, фильм обычный и клишеированный. От этого еще больнее наблюдать в завершающей части фильма фрагменты с вечера посвященного юбилею творчества режиссера, где сэр Альфред уже в глубокой старости и немощи, сидит с глазами, наполненными такой печалью, а все вокруг осыпают его аплодисментами. Есть в этом, что-то разбивающее сердце. В общем, сама мысль о создании трибьюта посвященного гению Альфреда Хичкока, мысль очень правильная и нужная, но реализация пострадала, поэтому 6 из 10 Лучше прочитать книгу и смотреть фильмы Хичкока и Трюффо, правда, важного и полезного извлечем гораздо больше.
------
Форточка в Хичкока
Основная интрига документальной ленты 'Хичкок/Трюффо' - собственно сам контент, посвященный сборнику интервью с таким же названием, изданному 50 лет назад. Книга, изменившая кино. Книга, сделавшая кинорежиссерами, огромное количество людей. Мальчики с блеском в глазах получили вдруг страшный секрет кинопороха от его изобретателя. Кинематограф стал другим спустя полвека. И авторы фильма Кент Джонс и Серж Тубиана нашли простой как маргарин рецепт: пригласили десяток режиссеров разного калибра для рассуждений не столько о самой книге, сколько о Хичкоке и особенностях его творческого метода. Да, актеры для Хичкока - это просто рабочий скот на площадке. Плоть для воплощения образов. И прав Финчер, когда рассуждает о превратностях метода на площадке. Аль Пачино, Де Ниро, Хоффман - это явно ребята не из хичкоковской команды. Слишком много в их игре собственно выстроенной, а не заданной режиссером индивидуальности. В коротком списке рассуждающих на экране оказались как атланты кино Скорсезе и Финчер, так и известные только специалистам Оливье Ассаяс и Арно Деплешен. Поговорить дали всем. Некоторым дали возможность еще и поумничать. Ни одного слова сомнения в речах. В отличие от самого Хичкока, который, по словам авторов, до конца жизни не мог понять художник он или все-таки умелый киноремесленник, поставивший свой талант на поток индустрии. Как отчаянно нужно было верить в профессию, чтобы снять более четырех десятков фильмов. И кто из говоривших в 'Хичкок/Трюффо' приблизился к этой планке? В своих интервью Хичкок по-отечески рассказал с юмором и сарказмом о самолично открытых секретах съемки. Огромные уроки для такого же одержимого кино совсем молодого Трюффо. Так учатся играть на гитаре во дворе, не зная названий аккордов, но уже распевая песни. В итоге 'Хичкок/Трюффо' оказался картиной без четко обозначенной авторской позиции, но с огромным скоплением слов по теме. Популяризация Хичкока и кинематографической библии 'Хичкок/Трюффо' на уровне просветительского ток-шоу. Сложно снимать о великом на полтора часа экранного времени.
------
Если много знаешь о Хичкоке, то этого будет маловато, а начинающему любителю в самый раз!
Я отношусь к категории любителей. Хочется подчеркнуть - в стадии 'загорания'. Поэтому мой отзыв будет полезен только таким же как и я. Количество просмотренных мною фильмов не превышает 20%. Что делаешь первым делом, если тебе нравится тот или иной актёр, режиссёр? Тревожишь глобальную сеть под названием 'Интернет'. Но, честно сказать, я дальше статьи в Википедии почему-то не ушла. И тут вижу, что выходит такая вот документальная работа. Получается за тебя взяли и собрали полезную информацию. Как можно не прийти на готовенькое? Фильм понравился. Но действительно, поскольку речь идёт о создании фильма по книге - возникло большое желание - прочесть книгу. Там, конечно, не будет вставок кинокритиков, но маленьких моментов, в которых хочется побольше покопаться там предостаточно. Мне кажется, создать такой фильм было не очень просто, потому что видео материалов о самом Хич Коке весьма маловато. Особенно об их беседе с Трюффо - создателям пришлось использовать постоянно одни и те же кадры. Но в отличии от фотографий - Хичкок на видео очень добродушный. Таким я его не видела (ранее представления о нём были как о большом 'злюке'). И всё-таки это труд - собрать всё воедино. Например, зарисовки, которые выстраивают кадр, психологические моменты в большом количестве... И Трюффо. Какие тёплые отношения! Возникло желание посмотреть и его фильмы, сравнить. Я больше пришла из-за Альфреда, а ушла и с желанием узнать побольше о Трюффо. Итог: если Вы только загорелись таким Человеком-Режиссёром как Хич Кок, то черпайте! Это нисколько не зря проведённое время, это полезно, хоть и не на все 100 %. А ведь так и не бывает, мы усваиваем сколько информации? Совсем немного...