Экстрасенсы / Solace
Экстрасенсы/Solace
Год: 2015
Жанр: триллер, драма, криминал, детектив
Страна: США
Режиссер: Афонсо Пойарт
Сценарий: Шон Бэйли, Тед Гриффин
Продюсеры: Томас Огсбергер, Клаудия Блюмхубер, Маттиас Эмке
Оператор: Брендан Гэлвин
В ролях: Энтони Хопкинс, Колин Фаррелл, Джеффри Дин Морган, Эбби Корниш, Мэтт Джералд, Хосе Пабло Кантильо, Марли Шелтон, Ксандер Беркли, Кенни Джонсон, Джошуа Клоуз
Мировая премьера: 3 сентября 2015
Премьера в России: 31 марта 2016
Продолжительность: 101 мин. / 01:41
Рейтинг фильма IMDB 6.40
Краткое описание
Джон Клэнси, экстрасенс, много раз помогавший ФБР в расследованиях неразрешимых преступлений, сталкивается с самым опасным делом в своей жизни. Его способность видеть прошлое оказывается бессильна перед новым противником - хладнокровным убийцей, который способен предвидеть будущее. Теперь, чтобы остановить серию убийств, Джон должен вступить в неравную схватку с расчётливым маньяком и найти способ загнать в ловушку того, кто всегда на десять шагов впереди.
Этот фильм мог стать выдающимся, если бы не несколько существенных НО и БЫ. С самого начала кинопроект не клеился, его должны были снять еще лет пятнадцать назад. Сценарий постоянно переписывали: пытались то подражать известным детективным историям, то найти что-то новое. В итоге, бразильский режиссер Афонсо Пойарт взялся за фильм. Возможно, ставка была сделана на неизвестное имя талантливого латиноамериканца, знаменитых голливудских актеров, захватывающий сюжет с хорошей визуальной картинкой. Этого вполне достаточно, чтобы получился качественный кинопродукт. Но чего-то не хватило, после просмотра «Экстрасенсов» остается чувство неудовлетворенности и легкого разочарования. Сюжет фильма традиционный, лишь мистическая сторона отличает его от других триллеров. Полиция ищет странного маньяка, который выбирает жертв по особому признаку, – они смертельно больны. К расследованию необычного дела подключается экстрасенс Джон Клэнси (Энтони Хопкинс). В его команде – давний друг-полицейский (Джеффри Дин Морган) и прекрасная особа (Эбби Корниш). Клэнси постоянно посещают видения, связанные с кровью, выстрелами и смертью. Становится ясно, что кто-то из его окружения погибнет, но только как и кто конкретно… Предсказательные образы, возникающие в голове экстрасенса в виде картинок, позволяют ему изменить нежелательные события. Обрывочные мистические вкрапления в ходе повествования, несомненно, завораживают своей эстетикой. Убийственная красота в кадре смотрится изящно, нет ничего мерзкого и противного. Интрига фильма изначально была испорчена тем, что на постере изображено лицо злодея, которого блестяще исполнил Колин Фаррелл. Такие роли даются актеру легко, он создан играть плохих харизматичных парней. Появление убийцы ближе к концу «Экстрасенсов» нисколько не удивляет зрителя, а это как минимум провал. Надо было снять трейлер без Фаррелла и до конца хранить в тайне имя преступника. Представляете, в кадре есть только силуэт маньяка, вы гадаете, ну, кто же это, кто…? И тут знаменитый красавец-хулиган собственной персоной. Это было бы неожиданно и приятно. А когда вы уже знаете, кто убийца, дальнейший просмотр становится скучным. Что касается актерской игры, то Джеффри Дин Морган и Эбби Корниш стабильны, ничего гениального, хотя очень стараются выглядеть достойно. Энтони Хопкинс как всегда на высоте. Невольно следишь за каждым его движением, взглядом. Жаль, что Фаррелла так мало в фильме, но и на этом спасибо. Он может играть лучше, острее. Видимо, по режиссерской и сценаристской задумке, так надо было. Многие найдут параллели со знаменитым триллером «Семь». Правда, финчеровский фильм в данном случае вне конкуренции по понятным причинам: интрига сохранена, маньяк все время рядом и его лицо герой Питта увидит в самом финале. Конечно, все сравнения будут не в пользу «Экстрасенсов». Пожалуй, самое интересное и стоящее в детективе Афонсо Пойарта, это идея о решении судеб. Злодей возомнил себя Богом, в его руках жизни умирающих. Его путь – спасать людей от страдания, поэтому он убивает их. Маньяк тоже наделен сильными экстрасенсорными способностями, заранее видит картинки из будущего больных. В какой-то момент такая идея спасения кажется вполне вменяемой и даже лишенной абсурда. Но если каждый будет считать себя Всевышним, то во что превратится мир? Финальная сцена все-таки приводит в замешательство, но лишь на мгновение. Везде чувствуется НЕДО, чего-то не хватает однозначно. За старания актеров, операторскую работу и интересный, но не продуманный до конца сюжет, можно поставить положительную оценку.
------
Битва экстрасенсов. Но битва ли?
Теплый пятничный вечерок мне довелось провести в кино. Во-первых, из любви к престарелому Хопкинсу, который способен дать жару любой мелкой сошке, промышляющей на MTV. Во-вторых, сюжет с детективно-триллерной подоплекой меня однозначно привлек. Однако по факту нет здесь ни детектива, ни триллера. Сюжет сам по себе неплох и даже заманчив, местами напоминая культовый 'Se7en', однако он сбит не настолько крепко, чтобы поразить и приковать зрителя к экрану. Да, есть будоражащие убийства и маньяк с псевдофилософией, однако ни этот киллер, ни его огромная иголка для умерщвления не добегают даже до подметок Джона Доу. А потому величайшее спасибо тем, кто зарубил проект 'Восемь' в корне. Мотивация маньяка понятна, однако развития не получает никакого, кроме психологической наигранности и пафосности в вагоне метро. Если режиссер хотел нам показать битву индиго, то где она? В этой схватке не хочется ни за кого переживать, потому что герой Хопкинса, хоть и цепляет своей трагедией с дочерью, на спасителя мира не тянет. К слову, Энтони чудовищно стар. Где ты, доктор Лектер? Невыразительна и подружка детектива в исполнении Эбби Корниш. Этот жиденький хвостик, спокойное личико, умиротворение... WTF? Скажи мне старик-экстрасенс то, что довелось услышать ей, я бы швырнула в него пепельницей и, пользуясь служебным положением, закрыла на пару суток подумать о своей судьбе. Отвела бы душу. Но не стала бы послушной овечкой, продолжающей лебезить перед Великим и Ужасным магом всех времен и народов. Зато прекрасен Джеффри Дин Морган, в котором до сих пор угадывается папка Винчестеров, что греет мне душу. Сама же сюжетная канва потерпела крах примерно в середине, когда стала известна личность убийцы. Но это мое, личное. Я люблю, когда недосказывают, треплют нервы зрителя до последнего, прокладывая в его голове дорожки из возможных догадок. Тут же мне не дали ни подумать, ни пофантазировать. Дайте нам круг подозреваемых, разрешите включить логику. А тут она не работает, ведь, кроме трупов жертв, у нас нет ничего. Это же детектив, вашу мать. А экстрасенсов и их метания мы можем посмотреть на небезызвестном канале. Нет, я не против экстрасенсорной тематики. Но, на мой взгляд, она должна быть обрамлением, одной из линий, но никак не центральным звеном фильма, в угоду которому подводится все остальное. Именно это и опустило планку фильма на средний уровень, хотя ожидания были колоссальными. Увы, в фильме не оказалось саспенса и детектива. Зато был Хопкинс. За это спасибо.
------
8осемь: Утешитель
Варварски обозванный у нас наибанальнейшими «Экстрасенсами» фильм малоизвестного бразильского режиссёра Афонсо Пойарта, у себя на родине успевшего отснять лишь среднебюджетный боевик «2 зайца», не снискал интерес больших студий, и пролежав долгое время на запасных полках, добирался до широкого проката весьма тернистыми путями. Подобное зачастую случается с авторским кино, которое появляется на экранах разных стран с интервалом чуть-ли не в год, но англоязычный дебют Пойарта, имеющий в арсенале интересную задумку и сильный актёрский состав, не выстрелил по разным причинам. Одну из таковых, можно отнести к выбору самого постановщика и его команды студиями FilmNation и New Line, видимо неправильно расставившим акценты на предполагаемом изображении сценарной истории Шона Бэйли и Теда Гриффина, перенести на экран которую можно было совершенно по разному, сохранив самые сильные её стороны. Из весьма закрученного сюжета об убийце, опережающего на несколько шагов агентов ФБР, которым помогает «старый знакомый», обладающий экстрасенсорикой, не вышло как и предполагаемого сиквела триллера Дэвида Финчера «Семь» по понятным причинам, так и обособленного, самобытного и даже оригинального фильма, в виду излишней динамики в истории, затрагивающей некоторые сферы мистики. Неуверенно балансируя на гранях полицейского триллера о серийном убийце и полуфантастического боевика, «Утешение» очень быстро разгоняется, еле успевая прорисовать характеры основных действующих лиц, напавших на след загадочного преступника, аккуратно убивающего своих жертв одним выверенным ударом. Агенты Федерального Бюро Джо и Кэтрин, так и не найдя стоящих зацепок в очередном деле, решают обратиться к бывшему врачу, после трагедии в своей семье, уже два года живущему затворником далеко от города. Дар престарелого Джона Клэнси, вкупе с профессионализмом, способны вывести на след преступника, который по «оригинальной» задумке создателей мелькает в ментально-визуальных всплесках уже в первой четверти ленты, что заведомо исключает первоначальный интерес к внешнему образу убийцы, оставляя надежду на раскрытие его личности и мотивов. Большой интриги добавляет тот факт, что не только Клэнси способен почувствовать или увидеть, что произошло на месте преступления, связав воедино зачастую хаотичные картинки с другими, ещё неизвестными элементами, но и то, что преступник почти сразу даёт понять, что практически всё знает наперёд, предоставляя возможность фильму поиграть на поле многочисленных ситуационных предопределений, на которых персонажи сэра Энтони Хопкинса и Колина Фаррелла создают гонку разумов. Но прежде чем, стремительное развитие событий прикуёт к экрану в ожидании не предопределяемого конца, напоминающее ленту с неуклюже бегущим Кейджом по мотивам рассказа Филипа Дика, фильм обращает внимание на Джо, старающегося посредством расследования, пробудить в Клэнси новый интерес к жизни, возрождая дружеские отношения, не забывая и о Кэтрин, скептически относящейся к подобным возможностям человека. О персонаже Хопкинса «Утешение» рассказывает намного больше, нежели об агентах в исполнении Джеффри Дина Моргана и Эбби Корниш, раскрытием которых хотелось бы видеть не только пары фраз относительно прошлого, но и достойное взаимодействие троицы в поисках преступника. Но Афонсо Пойарт поступает согласно написанному и подобно Дереку Сиенфренсу в «Месте под соснами», отдавая отдельное экранное время для Дина Моргана и Фаррелла и не сталкивая их ни в одной сцене, практически галопом несётся к кульминации, теряя множество интересных идейных находок, требующих внимания, но не использованных «благодаря» отсутствию должной атмосферы фильма. Странно недовольствоваться картиной, снятой именно так, как задумывал режиссёр и его монтажёр Лукас Гонзага, с которым он делает второй полнометражный фильм, но для такой истории не хватает собственного стиля и чувства сюжетной расстановки с которой свои ленты снимали Оплев или всё тот-же Финчер, сохранивший некогда атмосферу шведского оригинала, совместив с собственным ритмом. Долгоиграющий сценарий при такой реализации кажется заметно сокращённым или лишённым тревожной интриги перед личностью убийцы, который видит все движения главных героев, но «Solace» заметно старается оставаться захватывающим, заменяя практически всё нарастающей динамикой. Работа монтажёра и оператора весьма достойная, предлагающая несколько интересных моментов, включая красивые символические вспышки видений героя Хопкинса и не всегда оправдывающие себя «bullet time» эффекты с эпично летящим дымящимся окурком над перроном или падающей бутылочкой молока. Эти излишние визуальные решения хоть и лишают ленту должного настроения, но не подавляют основных смыслов истории, которые заключаются в мотивах героя Фаррелла, делая из его персонажа своеобразным «избавителем» или несущим противозаконную добродетель относительно своих жертв, что намекает на потенциально интересную дуэль двух людей со способностями, но превращается в динамичную схватку без ощущений опасности. Возможно, лента Пойарта заслуживает больший хронометраж, способный погрузить в расследование и заинтриговать пред встречей с преступником, но даже имея сильнейший актёрский состав, перед нереализованным полностью потенциалом, оставляет разочарование вместе с утешительным удовлетворением.